Глазовский государственный педагогический институт                    имени В.Г. Короленко
Академия педагогического творчества
                                            Дом дружбы народов

ОРГКОМИТЕТ

Председатель:  д.п.н., проф. Тутолмин А.В.

Сопредседатель: зам. дир. ДДН Югай Н.И.

Исп. рук-ль: советник РАЕ, методист ДДН Тутолмин-Линдт П.А.

Члены:

Волков П.Б., д.соц.н. ГГПИ

Зорин С.С.,к пс н., доц. ГГПИ

Кузнецова Е.Л., учитель СОШ № 12

Наговицын Р.С., д.п.н., декан фак. ПиХО ГГПИ

Шишмаков М.Б. директор СЮТ

УЧРЕДИТЕЛИ

Научно-творческий Форум  проводится при поддержке

Управления образования Администрации города Глазова,

без поддержки Управления культуры, спорта и  молодёжной политики Администрации города Глазова.


Педагогические науки
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Матвеева Наталья Олеговна 1

1. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Глазов, Россия.

Резюме:

. В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи: На основе анализа психологической, педагогической литературы по и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки для развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования. Проведённое исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории и практике современного образования. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов экспериментальной работы позволил обосновать педагогические условия эффективности развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования средствами кукольного театра.

Ключевые слова: творческие способности, развитие, младшие школьники, дополнительное образование, кукольный театр.


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Матвеева Н.О.

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Глазов, Россия.

Аннотация. В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи: На основе анализа психологической, педагогической литературы по и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки для развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования.

Проведённое исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории и практике современного образования. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов экспериментальной работы позволил обосновать педагогические условия эффективности развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования средствами кукольного театра.

Ключевые слова: творческие способности, развитие, младшие школьники, дополнительное образование, кукольный театр.

 

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS BY MEANS OF THE PUPPET THEATRE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Matveeva N. O.

Glazov state pedagogical Institute named V. G. Korolenko, Glazov, Russia.

 

Abstract. During theoretical and experimental research the following problems were solved: On the basis of analysis of psychological, pedagogical literature and study the current state of practice of education were defined theoretical background for the development of creative abilities of younger schoolboys in the system of additional education.
The study proved the importance of the problem and indicated the insufficient knowledge in the theory and practice of modern education. Comparative analysis of the results of the experimental work has allowed to substantiate pedagogical conditions of efficiency of development of creative abilities of younger schoolboys in the system of additional education through puppet theatre.


Key words: creativity, development, Junior schoolchildren, additional education, puppet theater.

 

Введение

В современной педагогике большое внимание уделяется воспитанию творческой личности. Формирование творческих способностей у ребёнка начинается в самом раннем детстве: построить домик, нарисовать доброго или злого персонажа, придумать наряд для куклы. Юный мыслитель фантазирует, создаёт новые образы, разрабатывает приемлемые модели поведения. Вместе с тем происходит процесс перевоплощения. Ребёнок, играючи, воображает себя тем или иным персонажем, продумывает слова героя, рисуя, формирует черты его лица в соответствии со своими представлениями о добре и зле. И оттого всё актуальнее становится проблема дальнейшего развития его творческих способностей, его стремления к перевоплощению. Многие дети младшего школьного возраста для реализации своих потребностей выбирают кукольный театр.

Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться изобразительному и театральному искусству одновременно.

Искусство театра кукол совмещает разные виды искусства: куклы - это скульптура, декорации, живопись, пьеса — литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества [22].

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования. Кроме того, процесс овладения средствами кукольного театра легко и непосредственно интегрируется с игровой деятельностью детей, которая, по мнению отечественных педагогов-психологов В.Г. Асеева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н Леонтьева, Д.Б. Эльконина, формирует мышление ребенка, отражает его миропонимание, воспитывает важные качества личности, развивает его потенциальные способности. Исследования ученых-педагогов показывают, что игровая деятельность и игровые ситуации позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, особенно детей младшего школьного возраста, которые именно во время игры чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Так руководитель учреждения дополнительного образования должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка младшего школьного возраста, – его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Таким образом, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в учреждениях дополнительного образования является необходимым компонентом их деятельности.

Особенности развития творческих способностей младших школьников

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.

Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности - это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [14, с. 374].

Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [25, с. 25].

Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [13, с. 6]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии [19, с. 42]:

- Чувство новизны;

- Способность преобразовать структуру объекта;

- Направленность на творчество;

- Критичность;

И в качестве показателей предложил, соответственно:

- Умение и стремление к познанию;

- Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

- Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;

- Обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.

При развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо ориентироваться на раскрытие в их деятельности следующих качеств. Именно они должны проявляться и формироваться у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности [20, с. 139]:

1. Способность рисковать;

2. Дивергентное мышление, т.е. разнонаправленное, учитывающее многие аспекты задачи;

3. Гибкость в мышлении и действиях;

4. Скорость мышления;

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6. Богатое воображение;

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8. Высокие эстетические ценности;

9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество.

Удивительно велики целительные возможности творчества, как и беспредельны социальные ресурсы человеческого организма. Организм восстанавливается физически и духовно благодаря приобщению к творчеству и проявлению личности в творчестве [1, с. 54].

Таким образом, творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности. Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода.

Кукольный театр как средство развития творческих способностей

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младших школьников.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа  на личность.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи   (диалога  и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. [3]

Театр – один из самых эмоциональных видов искусства, а особенно детский театр. Кроме того, это синтетический вид искусства, где переплетаются живопись и музыка, драма и поэзия, пластика и вокал. Обращение к кукольному театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями младших школьников. Когда ребенок начинает учиться, ведущим типом деятельности в первое время у него остается игра. Поэтому все происходящее в игровой форме полнее запоминается, усваивается детьми. Таким образом, кукольный театр можно рассматривать и как дидактическое средство. Кроме того, при работе над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Зачастую учителю вместе с детьми приходится рассматривать моральные и правовые нормы в поведении   героев [18, С. 10].

Формирование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью трудно переоценить. В практике нередко встречаются дети молчаливые и неконтактные на уроках и в общении с товарищами, но за ширмой кукольного театра преображаются и играют сложные роли, демонстрируя прекрасные актерские качества.

Кукольный театр – творческий коллектив, где все зависят друг от друга. Успех или неудача одного отражается на общем результате. Это сплачивает ребят, проявляется взаимовыручка, поддержка. Кукольный театр с незапамятных времен привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный  мир.

Также кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка.  Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления [15, С.9].

Необходимо отметить, что театральные импровизации позволяют детям сформировать полноценные представления о мире, дают возможность юному актеру выплеснуть свою энергию. Кому в раннем детстве посчастливилось прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот никогда не очерствеет душой, не обеднеет духовно.

Таким образом, с помощью кукольного театра опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту, а так же развить творческие способности младших школьников.

В заключение нашей главы хочется сказать, что занятия в кукольном театре в полной мере позволяют раскрыться младшему школьнику как личности в доступной и увлекательной ему обстановке, в последующем развивать свое мастерство, свои творческие способности.

 

Результаты исследования

Исследовательская работа проводилась в МБОУ ДОД «Детский дом культуры» г. Глазова. В эксперименте участвовала старшая группа кукольного театра - 4 «Б» класс, 10 учеников общеобразовательной школы № 2, а именно 7 девочек и 3 мальчика.

На первом этапе нами было проведено анкетирование, состоящее из 40 вопросов (Приложение 1) на основе методики "Карта одаренности" А. И. Савенкова, целью которой является выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников.

Методика А. И. Савенкова рассчитана на выполнение двух основных функций:                                                           Первая и основная функция – диагностическая. Мы можем количественно оценить степень выраженности у детей различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым нам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Мы сможем обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые нам представляются наиболее ценными [16, с. 53].                                                                                                                           

Итоги анкетирования были следующими: »                                                               

Таблица 1

«Карта одаренности

Имя ученика

Сфера интересов и склонностей

1.      Саша А.

 

творческая

2.      Вероника Н.

литературная

3.      Миша С.

артистическая

4.      Влад К.

музыкальная

5.      Даша В.

художественно-изобразительная

6.      Саша В.

артистическая

7.      Алиса Ш.

музыкальная

8.      Миша К.

артистическая

9.      Аня Б.

художественно-изобразительная

10.   Даша Б.

спортивная

 

 

Для выявления особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников нами была проведена обработка полученных результатов следующим образом: нами проводился подсчет суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов мы считали показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

- интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

- творческая (2-й столбец);

- академическая (3-й столбец);

- художественно-изобразительная (4-й столбец);

- музыкальная (5-й столбец);

- литературная (6-й столбец);

- артистическая (7-й столбец);

- техническая (8-й столбец);

- лидерская (9-й столбец);

- спортивная (10-й столбец).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что направленности интересов и склонностей учеников 4 класса находятся в разных сферах.

Так 3 ученика владеют артистическими интересами и склонностями - это говорит о том, что они легко входят в роль какого-либо персонажа: человека, животного и т.д., активно интересуются актерской игрой, умеют менять тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, а также разыгрывая драматическую сцену, способны понять и изобразить конфликт.

2 ученика преобладают в художественно-изобразительной сфере – это характеризует то, что в их рисунках нет однообразия; они оригинальны в выборе сюжетов и обычно изображают много разных предметов, людей, ситуаций; способны составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

2 ученика увлечены музыкальной деятельности – это значит то, что они проявляют большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагируют на характер и настроение музыки, хорошо поют и вкладывают  много энергии, чувств в игру на инструменте, когда поют песни или танцуют.

Лишь 3 ученика разделились на три сферы деятельности - творческую, спортивную и литературную.

Полученные данные представлены на диаграмме.

Диаграмма 1

 

Так как методика А. И. Савенкова рассчитана на выполнение двух функций, первой из которой является диагностика, мы оценили степень выраженности у детей различных видов одаренности и определили, какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Вторая функция - развивающая. Утверждения, по которым мы оценивали учеников, рассматривали как программу его дальнейшего развития. Поэтому, учитывая обе функции методики, а также полученные данные, мы предлагаем разработать программу кружка «Кукольный театр» для того, чтобы повысить творческий потенциал младших школьников в системе

Разработка программы кружка «Кукольный театр»

Задачей второго этапа эксперимента явилась разработка занятий по развитию творческих способностей младших школьников. В соответствии с гипотезой исследования и результатами первого этапа эксперимента была разработана программа работы кружка «Кукольный театр» на 1 год, а так же даны методические рекомендации по организации занятий в кукольном театре. Занятия в кукольном театре направленны на усвоение младшими школьниками знаний и представлений о кукольном театре, развитие творческого потенциала, обогащение словарного запаса, а так же на формирование практических навыков и умений деятельности в кукольном театре.

Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, по продолжительности – 2 часа. Количество 10-15 учеников.

Цели образовательной программы:

1. Познакомить с возникновением кукольного искусства, искусством вождения кукол.

2. Вырабатывать умение оценивать прекрасное в искусстве, в образцах детской литературы.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие, четкость, выразительность речи.

4. Содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать положительное отношение к совместным действиям.

Задачи программы:

1)      Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей;

2)      пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

3)      сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Формы проведения занятий:

- беседы;

- упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти;

- дикционные упражнения;

- этюды с куклами на столе и ширме;

- чтение произведения учителем, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи, распределение ролей;

- чтение сказки по ролям;

- репетиции, прогоны спектакля;

- работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций и бутафории, ремонт кукол;

- выступление со спектаклем перед родителями или учащимися начальных классов школы.

Планирование занятий кружка представлено в Приложении 2.

Данная программа разработана на основе работ учителя начальных классов Новиковой  Татьяны Васильевны.

Составляя программу кружка «Кукольный театр», также мы обратили внимание на организацию занятий, и составили некоторые рекомендации в их проведении.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в старшем возрасте [12].

Так же педагогу необходимо обучить основным правилам работы с куклой на ширме [23]:

Правило первое: Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки должна отклоняться ни влево, ни вправо, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.

Правило второе: Уровень куклы должен быть постоянным. Она должна находиться над ширмой на ¾ высоты куклы. При перемещении в глубину, на второй план - куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался. Навык этот надо тренировать постоянными упражнениями.

Правило третье: Ноги куклы - это ноги актёра. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться с куклой – ходить, характер походки передаётся кукле.

Правило четвёртое: Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или на небо, становится мертвой. Поэтому очень важен её взгляд: кукловод контролирует движение головы куклы, чтобы её глаза смотрели на того, с кем она разговаривает или кого слушает.

Правило пятое: Поворот куклы на 180 градусов осуществляется вокруг руки, которая её держит, как вокруг оси.

Правило шестое: Кукла является как бы частью человека: рука кукловода - её тельце, а ноги - ножки куклы. Следовательно, свойственные человеческому телу движения надо воплощать в движениях куклы. Надо сесть: наклон вперёд, затем свободной рукой надо изобразить под одеждой коленки куклы, а затем выпрямить её, не нарушая уровня на ширме. Чтобы встать, надо наклонить её тело вперёд, убрать «коленки» и выпрямить руку, не нарушая уровня. Посадить куклу можно двумя способами. Если у куклы есть ноги, надо повернуть её лицом к зрителям, перекинуть ноги через ширму и немного опустить куклу. Если ног нет, надо поставить её к зрителям в профиль, немного опустить и свободной рукой снизу расправить её платье.

Мы предлагаем некоторые упражнения, которые педагог дополнительного образования сможет использовать на своих занятиях кружка «Кукольный театр». Считаем, что благодаря использованию разнообразных заданий и упражнений, занятия в кукольном театре становятся более эмоционально яркими, будут развивать творческие способности, а также фантазию, воображение и эстетические ценности младших школьников [2, с.5].

Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка:

Упр.1. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.

Упр.2. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.

Тренировка произношения гласных и согласных звуков.

Упр.3. Беззвучное произношение гласных на «теплом выдохе», затем то же самое — вслух. «Теплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнением берется быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.

Актёрское мастерство.

           «Собачка»

1. У крыльца лохматый пёс,

Лёг, уткнувши лапы в нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй сунься, вор-

Вмиг залает на весь двор.

Дети сидят за партами и имитируют пса, который уткнул нос в лапы. Он приоткрывает, то один, то другой глаз. Затем громко лает.

2.Шла собачка через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост провалится,

То собачка свалится.

Чтобы ей не утонуть.

Ты беги её тянуть!

Дети делятся на две половины. Ведущий ребёнок. У него в руках мягкая игрушка СОБАЧКА. Ребёнок - СОБАЧКА имитирует движение по узкому мостику.

Одна половина детей изображают перила моста (встают друг за другом по пути следования СОБАЧКИ и протягивают ей руки). СОБАЧКА проходит вперёд и берётся по очереди за каждую руку.

Вторая половина встают в затылок друг другу перед СОБАЧКОЙ и осторожно двигаются назад, имитируя проверку прочности моста.  

3. Хотят на день рождения

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!»

Вопрос к детям: «Почему герой стихотворения так считает? Что значит «быть готовым иметь домашнее животное»?

Любить животных и любить с ними поиграть, погладить - не одно и тоже.

Задание: разбиться по парам и «поиграть с собачкой» Соответственно- 1- хозяин, 2-ой – щеночек. Беседа о бездомных собаках и бездушных хозяевах.

Актёрское мастерство.

«Котик»

1.      Мимика и жесты (за партами).

Задание: педагог читает потешки, а учащиеся сопровождают текст только мимикой и жестами.

Лели- Лели- Лели-

Висят в саду качели.

Пока ребята спят.

Качает кот ребят.

Пекла кошка пироги из гороховой муки.

Лист из печки вынула, на пол опрокинула.

Покатился колобок прямо к мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья: (дети пищат «Пи-пи-пи»)

«Катись, колобок, на мышиный зубок!»

Мышка-то рада, а кошке – досада.

2. Развитие речи.

Задание: повторить за педагогом скороговорку:

На картонке три картинки:

На одной картинке – кот,

На другой картинке – крынка,

А на третьей на картинке –

Чёрный кот из жёлтой крынки

Молоко лакает – пьёт.

 

3. Зеркальное отражение.

Задание: разбиться по парам и повторять движения за напарником.

У котёнка шёрстка гладкая,

И она, наверное, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто- часто шёрстку лижет.

Дети в паре поменялись местами.

 

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький,

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

Дом неслышно обойдёт,

Притаится Васька-кот,

Серых мышек ждёт.

 

Беседа.

- У кого дома есть кошка или кот?

- Как вы за ними ухаживаете?

- Их любимые повадки?

Актёрское мастерство

Театр-экспромт. 

Задание: сопровождать импровизациями стихотворение, которое читает педагог.

Скачет между травками быстроногий зайчик.

Смял своими лапками белый одуванчик.

Полетели высоко белые пушинки.

Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись!

Лапки кверху, лапки в бок! И на месте: скок да скок!

А теперь бежим вприпрыжку ваши зайчики-зайчишки!

Замедляем, зайки, шаг. Поклонились деткам. Вот так!

2. Развитие речи. Скороговорки для автоматизации звуков:

Свистящие с, з.

 Задание: повторить за педагогом скороговорку:

Заморозила зима и заборы, и дома.

Заяц в поле зёрна ел, зуб у зайца заболел.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,

Смотрит косой, как девушка с косой

 Косит траву косой.

Жесты.

Задание: повторить за педагогом и запомнить.

ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к   себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

 ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова    поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Сценические движения.

Задание: показать жесты, сопровождающие текст.

Педагог одевает на руку перчаточную куклу-зайчика и вступает в диалог с группой.

ИДИ СЮДА, мой друг! У меня к тебе ПРОСЬБА. Покажи, как надо приветствовать друзей и знакомых? ПРИВЕТСТВИЕ. А благодарить? БЛАГОДАРНОСТЬ.

Давай пошлём КЛИЧ по всем странам: не отказывайтесь (ОТКАЗ) от ЛАСКИ!

Вы согласны (СОГЛАСИЕ) со мной? Доброта нужна миру! Вы не знали (НЕ ЗНАЮ) об этом? Давайте плакать (ПЛАЧ) только от радости! Конечно, вы согласны (СОГЛАСИЕ) со мной? [5, С. 31]

Мы считаем, что использование разнообразных эмоциональных приемов, форм и средств обучения в кукольном театре позволяет развить творческие способности младших школьников в системе дополнительного образования

Заключение

Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности.

В учреждениях дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.

Так на занятиях в кукольном театре приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение.

Наблюдая за деятельностью учеников в «Кукольном театре», хотим отметить то, что у них исчезли страх и скованность на занятиях, исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появилась доброжелательность к окружающим сверстникам. У многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические.

Иными словами, результаты обучения показывают, что у многих детей их способности стали формироваться в творческие потребности.

Если попытаться развить природные детские способности у всех ребят: фантазию, воображение, память, внимание, контактность, то это может принести определённую пользу. Детская одарённость, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества, и педагоги, умеющие видеть, поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В школе должна быть деятельность, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью может стать театральная в системе дополнительного образования.  Именно в ней наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить - играя.

Проделав данную работу можно сказать о том, гипотеза доказана, так как развитие творческих способностей младших школьников наиболее эффективно только  тогда, когда используются все возможности кукольного театра. Так же нами были решены поставленные задачи исследования.

Поэтому следует отметить, что творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым

Списоклитературы:

1.      Аронов А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004. - № 2 . – С. 54.

2.      Бабошина Т.А. Методические рекомендации для руководителя кружка «Кукольный театр». – 2014. – С.5.

3.      Бакулина Г.В. «Родителям о театре». – 2013.

4.      Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

5.      Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005. – С.31.

6.      Гергель И.Н., Тихомирова Е.В. Дети и куклы. Журнал для детских кукольных театров, для их руководителей  и педагогов, для детей и родителей. – 2015.

7.      Дружинин В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин. //Психологический журнал. - 2005. - Том № 26.- № 5.

8.      Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 2011.

9.      Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп./ А.Д. Жарков. - М.: Изд-во МГУК, 2002.

10.   Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

11.   Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.

12.   Логинова Л.Г. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2012 г.

13.   Лук А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.

14.   Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 374 с.

15.   Панасюк Д.Н. «Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности» (из опыта работы учителя начальных классов) 2012 г. – С. 9.

16.   Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.53.

17.   Самигуллина, Г. С. Развитие творческого потенциала личности: автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. С. Самигуллина. – Казань, 2006. – 98 с.

18.   Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество - дети», М., АРКТИ, 2004 г.- С.10.

19.   Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000.

20.   Субботина  Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996.

21.   Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15.

22.   Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.

23.   Шает Л.Г. Кружок театра кукол: методич. пособие под редакцией Л.Г. Шает. – М.: Просвещение», 1967.

24.   Юрина Н.Н. Первое знакомство с театром. М., Школьная пресса. 2005.

25.   Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе / О. Ю. Яцкова //— Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25–27.

 


Библиографическая ссылка

Матвеева Наталья Олеговна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // . – . – № ;
URL: academpcreativ.csrae.ru/ru/0-6 (дата обращения: 12.08.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 206 | За неделю: 206 | Всего: 206


Комментарии (0)


АСУ16 АПТ