Сибирский тракт – оживленный торговый путь. По нему двигались обозы с китайским чаем, ивановскими ситцами, сибирскими мехами, вятскими сундуками, холстами, изделиями тульских и уральских мастеров. На территории Удмуртии тракт проходил по восьми районам - Балезинскому, Глазовскому, Дебесскому, Игринскому, Кезскому, Селтинскому, Сюмсинскому и Ярскому. Цель – узнать историю Сибирского тракта, пробудить интерес к истории малой родины у моих одноклассников. Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- формировать опыт исследовательской деятельности; учиться находить полезную информацию; учиться работать с дополнительной литературой;
- посетить с классом Игринский краеведческий музей, где можно познакомиться с историей Сибирского тракта. В работе дан ответ на вопрос, почему Сибирский тракт называют дорогой сквозь века?
Ключевые слова: уникальный историко-культурный памятник - дорога, краеведение, история малой Родины, Сибирский тракт
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Список литературы..........................................................................................19
Введение
Удмуртская земля богата историей. Одним из ярких моментов является история Сибирского тракта.
Впервые о сибирском тракте я услышала во время поездки с классом в Игринский краеведческий музей, где одним из этапов нашей экскурсии было посещение музея «Этапный пункт» в д. Бачкеево «Сибирский тракт - дорога сквозь века».
Что это за дорога такая, почему о ней помнят и рассказывают молодому поколению?
Сибирский тракт – самая длинная дорога в мире, по некоторым подсчетам ее длина составляла почти 11 тысяч километров. Это составляет четверть окружности Земли у экватора!!! Не зря в народе этот путь называли «Великим трактом» или «Большим трактом». Он, бесспорно, был самой главной дорогой в России.
Для лучшей координации деятельности центральных и губернских органов власти требовалось обустроить дорогу и наладить деятельность почты, так как до этого использовались в основном речные пути. Возникла необходимость в создании транспортного коридора, соединяющего Москву с Сибирью, началось строительство Сибирского тракта, завершившееся только в середине XIX века. При Екатерине II были начаты инженерные работы на Сибирской дороге: ставились верстовые столбы, строились почтовые станции и избы для ямщиков, возводились мосты.
Сибирский тракт – оживленный торговый путь. По нему двигались обозы с китайским чаем, ивановскими ситцами, сибирскими мехами, вятскими сундуками, холстами, изделиями тульских и уральских мастеров.
На территории Удмуртии тракт проходил по восьми районам - Балезинскому, Глазовскому, Дебесскому, Игринскому, Кезскому, Селтинскому, Сюмсинскому и Ярскому.
А что ещё можно сказать о Сибирском тракте?
Я решила найти ответы на интересующие меня вопросы и поставила цель – узнать историю Сибирского тракта, пробудить интерес к истории малой родины у моих одноклассников.
Для достижения данной цели мною решались следующие задачи:
- формировать опыт исследовательской деятельности; учиться находить полезную информацию; учиться работать с дополнительной литературой;
- посетить с классом Игринский краеведческий музей, где можно познакомиться с историей Сибирского тракта;
- провести исследование среди учащихся класса.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, мной были использованы методы исследования:
- изучение литературы;
- проведение статистического опроса, анкетирования одноклассников,
- анализ полученных сведений, обработка результатов.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования, если мы познакомимся с историей Сибирского тракта, то лучше узнаем историю России.
В своей работе я постараюсь ответить на вопрос, почему Сибирский тракт называют дорогой сквозь века?
1.О Сибирском тракте можно сказать многое...
«Великий тракт» был очень важен для развития Урала и Сибири в культурном и хозяйственном плане. Ежегодно по этому пути проходило более двадцати тысяч странников, восемнадцать тысяч арестантов и больше чем пятьдесят тысяч тонн груза. Закончен он был в середине девятнадцатого века.
Вдоль всей дороги возникли разные поселения, обитатели которого занимались скотоводством, землепашеством и, конечно же, извозом. Невзирая на это, тракт для крестьян был довольно обременительным. Они были обязаны вносить плату за содержание и обустройство пути, принуждались к перевозке разных грузов, к расчистке дорог и были обязаны по требованию накормить проезжающих.
Расписана была также ямская, дорожная и подводная повинности. Выполняли все работы крестьяне придорожных селений. Особенно изнурительна была, конечно, повинность дорожная. Нужно было не только засыпать ямы песком и галькой, чистить придорожные канавы для стока воды, ремонтировать мосты, возить те же песок и камень порой издалека, массу времени и сил, бывало, отнимала дорога до места работы. Случалось, что таковое назначали за десятки верст от дома.
Немаловажным было и то, что основная масса работ на тракте производилась в летне-осенний сезон, когда у крестьянина своей работы было невпроворот.
По дороге провозили заключенных, и при побеге хоть одного из них конвоиры могли схватить любого местного мужика, который попадется под руку и увезти вместе с заключенными. Поэтому жители очень боялись ездить по Сибирскому тракту. Для сопровождения арестантов от одного этапного пункта к другому создавались конвойные команды, состоящие обычно из инвалидной пехотной части (22 солдата, 2 унтер офицера и одного барабана) и небольшого конного отряда из башкир или уральских казаков (18 человек для Вятской губернии). Дебесский же этап являлся самым большим на территории Удмуртии, так как здесь конвоировали на двух ветках Сибирского тракта. Поэтому здесь было 25 конников и этап назывался конно-этапной тюрьмой.
По этому пути прошли такие ученые, как Г. Ф. Миллер, П. С. Паллас, А. Гумбольдт, И. Г. Гмелин, Г. Н. Потанин, Н. М. Пржевальский.
В 1791 и 1797 годах по тракту был провезен писатель-революционер А. Н. Радищев, следовавший в Илимскую ссылку и обратно. Впоследствии он напишет в “записках путешествия в Сибирь”: «... вотские деревни...Народ боязливый и добрый... Народ простой. В Зятцах писарь ученый по-русски... В Дебессе похожи на русских... Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных... Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали».
В 1800 году через Дебесы в Сибирь промаршировал проштрафившийся гвардейский полк. На парадном смотре, разгневанный за неисполнение воинского артикула, император Павел гневно выкрикнул: «Полк! В Сибирь шагом марш!» Вскоре Павел был задушен, а сын его Александр, вступивший на престол, велел неугодный отцу полк немедленно вернуть. Гонец с приказом догнал солдат только в Перми, и они тем же парадным маршем вернулись в столицу.
В 1826–1827 годах по этому пути на восток были провезены осужденные на каторгу и ссылку декабристы и их жены. Декабристов было больше 100 человек. И все они были еще очень молоды. Это были «друзья, братья, товарищи» всех самых лучших людей тогдашней России.
Большими и малыми партиями по дороге шли участники Польских восстаний 30-х, 40-х и 60-х г. XIX века, во 2-ой половине XIX века здесь везли на каторгу народовольца М. И. Михайлова и революционера-демократа Н. Г. Чернышевского. Народников Н. А. Ишутина, И. А. Худякова, писателя В. Г. Короленко.
По этой дороге 126 лет назад проследовал писатель А.П. Чехов во время своего знаменитого путешествия до острова Сахалин.
По тракту шёл весь поток торговых перевозок.
Кроме торговых перевозок проезжали люди разного чина и звания, от этапа к этапу пешком передвигались партии ссыльных. За сто лет с 1783 по 1883 год по Большому Сибирскому тракту прошли примерно полтора миллиона заключенных...
Сибирский тракт возник не сразу. До Ермака никаких наезженных путей в Сибирь не существовало. Отношения новгородцев с Сибирью пролегали, в основном, по воде. С конца ХVI века от Москвы в Сибирь путь пролёг несколько южнее - через Вологду, Великий Устюг на Соликамск и Чердынь. От Соликамска двигались вверх по притокам Камы до реки Тавды, оттуда спускались к Тобольску. Доpoгa эта была "слишком длинна и окольна". В конце ХVI века были предприняты попытки нового, более короткого пути, для чего в Сибирь направлялись специальные люди - "сыщики". Более удобный путь был открыт в 1597 г.
12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге.
Лучшее направление предложил промышленный человек Артемий Бабинов. Путь, который он предложил, был короче на 2 тыс. верст. B I598 г. после постройки Верхотурского острога эта дорога была Казань – Пермь – Кунгур – Екатеринбург, далее объявлена правительственным трактом. К 1735 году первый правительственный тракт, пролегавший от Верхотурья, был выпрямлен и значительно укорочен.
Теперь по Европейской части Владимир (раньше - через Вологду). Затем Тюмень (Верхотурье оставалось в стороне), Тобольск, Тару, Каинск, Томск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеуденск, Якутск, Охотск, Верхнекамчатск, Петропавловский порт. Общая протяжённость тракта от Москвы составляла 12687 с четвертью верст. Как уже отмечалось, тракт в Сибири составлялся из ряда сухопутных дорог, самой старой из которых была дорога до Тобольска. Участок Тюмень - Тобольск был промерен и обеспечен ямщиками с 1601 года, позже получил почтовые станции, Тобольско - Тарский участок к 1745 году имел уже 20 почтовых станций. Далее на восток от Тары до Томска шёл участок, который в начале 40-х годов ХVIII в. был снабжён верстовыми столбами, а в 1761 году получил название тракта. Томско - Красноярский и Красноярско - Иркутский участки возникли между 1726 и I731 годами, проведение их стало возможно после установления безопасности этих местах в связи с откочёвкой на юг енисейских кыргызов, частичной заселённостью данных мест русскими крестьянами. Самые восточные участки Иркутск - Beрхнеудинск и Верхнеудинск-Нерчинск, а также путь на Кяхту долгое время были обеспечены лишь редкими зимовьями и частично оставались верховыми тропами. Со временем Московский тракт стал приспосабливаться к изменившемуся распределению экономических центров. Так, к началу XIX века упало значение Тобольска. Главным городом Западной Сибири становится Омск. В связи с этим тракт направляется к югу, совершенно сгладив свой прежний северный изгиб. В XIX в. Сибирский тракт состоял из двух ветвей: одна выходила из Южного Урала (Оренбург, Омск, Beрхнеуральск), другая шла от северо-востока России через Пермь - Екатеринбург, соединяясь около Омска в одну дорогу, которая проходила по старому участку на Томск и далее.
Устройство Сибирского тракта регламентировалось рядом правительственных документов. Так, в 1748 г. Сибирская канцелярия направила в Томск и Тару указ с требованием "на тех дорогах, где больше проезжают всякого звания люди по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из коих должно находиться по 4 хороших лошадей". В 1822 г. был принят указ о содержании сухопутных сообщений в Сибири. В уставе указывалось, что "дорога должна быть середине возвышена до 2-х футов", мосты, имеющие длину более 20-ти саженей, должны быть не уже 3 сажен", верстовые столбы ставятся при въезде в селения, где будут почтовые станции при почтовых домах", "шлагбаумы устанавливаются на мостах, где учреждён денежный сбор с проходящих обозов, на столбах прибивается табличка с указанием перевозной таксы". В 1862 - 1863 г. Главным управлением путей сообщения был принят ряд циркуляров, в которых говорилось об устройстве трактов. В одном из таких документов было сказано: "Для приведения дорог в удобные к проезду состояния полезно: Придавать дорогам сим по их ширине поперечную профиль с возвышением середины дороги над общим её уровнем, и на этой возвышенной средней полосе устроить проезжую часть выпуклою поверхностью от середины к краям. Дабы вода могла свободно в обе стороны стекать. Обратить особое внимание на улучшение этой возвышенной средней проезжей части, которую, смотря по надобностям местным, укрепить на ширине до 3-х саженей способом, наиболее соответствующем почве, например, в песчаном грунте вереском, ельником и глиной, в болотистых местах фашинником и, наконец, сверху песком, гравием или камнем. Необходимо обратить внимание на должное содержание в исправности и боковых продольных канав, а ровно и на отвод воды в них".
В дополнении к этому циркуляру говорилось: "Если дороги имеют ширину от 10 до 15 сажен, то углубить существующие боковые канавы для свободного стока воды к пересекающим дорогу рекам, ручьям и оврагам или отвести воду в сторону. В местах, где было большое следование пешеходов, устраивать по внешней стороне за канавами для пешеходов валики, которых ширина может изменяться по количеству добытой из канав земли, самой дороге nридавать выпуклость с подъёмом по середине от 1/35 до 1/45 все ширины посредством срывки земли ближе к канавам и насыпи её по средней части дороги. Затем в местах, где бывает прогон скота, следует назначить для этих целей с боку дороги особую полосу шириной в шесть саженей. Ширина проезда при сухом и твердом грунте - 5 саж., при мягком и глинистом и чернозёме - 10 саж. По низким и болотистым местам дорога должна возвышаться в виде полотна на фашинах и потом засыпаться сухой землей. Ширина мостов, плотин, гатей - 4 саженей. Ширина канав на твёрдом грунте 1,5 - 2 арш., на мягком - 3-4 арш., по болотам от 2 до 2 ,5 саж..
"Таким образом, трактовая дорога представляла собой широкую накатанную грунтовую дорогу, возвышенную в середине и с канавами по обе стороны для отвода воды. Вдоль тракта вкапывались трёхметровые верстовые столбы. Они устанавливались через каждую версту, при почтовых станциях, селениях и мостах.
В 1742 г. все податное население было разделено на ямские сотни, которые своими силами содержали зимовья, почтовые станции и должны были на своих лошадях "правит курьеров и прочих персон".
В 1824-25 г. была предпринята попытка содержать почтовые станции за счёт денежного сбора в земскую повинность посредством подрядчиков. Но это начинание себя не оправдало. И с 1826 г. ямская повинность снова "исправлялась натурою".
В распоряжении Генерала - Губернатора Западной Сибири указывалось на то, что "каждая волость и селение и каждый поселянин должны знать, где им, сколько, каким числом уравнительно одному перед другим по очередям без отягощения можно было обывательскую почтовую гоньбу содержать,
также и побочных от трактовых путей селения: сколько всегда, и тоже поочередно, в готовность к проезду волостных и тоже поочередно, в готовность к проезду волостных и земских чиновников и прочих чинов, иметь лошадей.
.
Кроме казённых почтовых станций на всём протяжении Сибирского тракта на расстоянии 25-40 вёрст друг от друга были поставлены этапы. Впервые они появляются в 20-х г.XIX в., хотя этапное переселение в Сибирь началось еще в ХVI в. По административной реформе путь следования арестантских партий делился на 61 этап. Как известно, первоначальная ссылка в Сибирь не знала каторги. Самые ужасные преступники, раз они были помилованы от смертной казни, ссылались в сибирские остроги, где их приписывали в пашенные крестьяне наравне с безвинными переселенцами, во двор Ёнными там же по государственной надобности. Ссыльного отличали только клейма и законные увечья - рваные ноздри, обрезанные уши и проч.
С 1679 г. официально было повелено ссылать в Сибирь уголовных (а в последствии и политических) преступников на каторжные работы. Каторжники, как мужчины, так и женщины, закованные в кандалы, конвоируемые солдатами, нестройными рядами двигались по тракту.
Впереди на конях - 3-4 казака, затем телеги со старцами, больными и детьми. За час такая партия продвигалась на 3-4 версты, за месяц должна была проходить около 500 вёрст. На полпути между этапами были построены полуэтапы для ночёвок. Сибирские полуэтапы представляли собой огороженное место 100 футов длиной и 50-75 футов шириной, внутри которого располагались 2-3 низких одноэтажных деревянных здания. В одном помещении размещались на ночь офицеры, в другом - солдаты, в третьем, самом большом - арестанты. В нём имелось 3-4 камеры с печами и двумя рядами нар из досок. Этапы различались размерами и расположением зданий. Этапные здания были больше и располагались в обширном дворе, в котором, в отличие от полуэтапа, имелись дополнительные хозяйственные постройки. Расположенные вдоль тракта этапные постройки окрашивались в грязно-желтый цвет.
Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии почти трех метров друг от друга. Деревья должны были предохранять тракт от снежных заносов. Эти старые березы, которые в народе так и называли «екатерининскими», встречаются и сегодня. Каждое крестьянское хозяйство в притрактовых деревнях обязано было посадить по несколько берез и следить за их выживанием.
Каторжан заковывали в кандалы и цепи, прикрепляли по несколько человек к железному пруту (отправка «по канату»). Дорога делилась на несколько этапов, для каждого из которых определялась этапная команда из одного офицера, двух унтер-офицеров и рядовых солдат. Этапные команды, которые размещались по тракту через одну станцию, проводив партию ссыльных до следующего этапа, возвращались обратно. В начале XIX века Сибирский тракт через каждые 60 верст был обустроен этапными острогами и полуэтапами для отдыха. При каждом остроге работал кузнец — для снятия кандалов и заковывания в них.
2. Сибирский тракт: о чем расскажет дорога?
Еще в начале работы мне было многое не понятно и не известно. Также затруднились ответить на вопрос «Что вы знаете про Сибирский тракт?» мои одноклассники, потому что историю Отечества мы ещё не проходили в школе.
Не знают
5
Дорога, по которой шли арестанты
11
Дорога, соединяющая Москву и Сибирь
5
Просто дорога
4
Дорога на войну
1
Дорога в Игру
2
Поэтому оказавшись в музее, мы все внимательно слушали экскурсовода.
От экскурсоводов мы узнали, что по тракту шли те, кто боролся против произвола царизма. Отправляли в Сибирь людей, закованных в кандалы, партиями по 200 и более человек! Продолжительность пути из Петербурга в Иркутск составляла до 2-3 года. За это время часть этапных гибла в дороге. За арестованными людьми шли подводы, на которые подбирали умерших и доставляли в ближайшую тюрьму. Вот и раскрылся смысл фразы «Доставить живого или мертвого».
Часть каторжан шли пешком, часть путешествовали в телеге. Разные люди шли в кандалах: воры, бандиты, убийцы, политические деятели Старики, женщины и их дети, о которых никто больше не мог позаботиться. Женщины шли за мужьями добровольно.
Также во время экскурсии нам рассказали о том, с каким теплым сочувствием относились к каторжанам удмурты: «Белокурые женщины-удмуртки в берестовых, обшитых кумачом головных уборах, в празднично украшенных серебряными монетами платьях выходили на дорогу с угощениями. И улучив момент, как только зазеваются жандармы, рискуя наказанием, приподнимали полог и поклоном подавали проезжающим кто гороху вареного, кто квадраты сотового меда или каравай хлеба, обернутый в холщовое, любовно вышитое полотенце. Иные вынимали из-за пазухи печеные яйца, другие подавали еще теплые ячменные и овсяные лепешки, шаньги, соленые грибы. Старушки в тряпицах подавали «пользительные» лекарственные травы. Парни из удмуртских деревень и сел высыпали из кисетов табак-самосад и молча протягивали его сидящим в глубине кибиток путникам. Провожать за околицу выходили целыми семьями, и пожелания счастливого пути сопровождались поясным поклоном. И так от села до села, до самого Забайкалья катались кибитки, сопутствуемые народным благословением».[4]
Через каждый 21 км строились этапные тюрьмы, где арестованные оставались на ночлег. Две тюрьмы сохранились в Удмуртии: «Этапный пункт» в д. Бачкеево и музей истории Сибирского тракта с. Дебесы.
Оказывается, по территории современной Удмуртии сибирский тракт пролегал: северная Вятско – Пермская ветка через Елово, Яр, Глазов, Балезино, Полом, Тольен; южная Казанско – Пермская ветка через Кильмезь, Сюмси, Селты, Новые Зятцы, Бачкеево, Игра, Зура, Сюрногурт. В селе Дебёсы сходятся северная и южная ветки.
Через Бачкеево, Игру и Зуру проходил Сибирский тракт, вернее, его московская ветка, соединявшаяся с санкт-петербургской в Дебесах. Помнит эта земля и тройки лихих ямщиков, и тяжелые обозы с изделиями уральских заводов, сибирскими и китайскими товарами, и каторжные этапы, медленно, звеня кандалами, ползущие в Сибирь. Через каждые 20-30 километров (дневной переход) стояли на тракте этапные избы, в которых ночевали усталые, больные, оборванные и голодные каторжники. В Бачкеево такая изба сохранилась, в ней в советское время располагалась школа, а позднее был открыт музей.
3. Изба на Сибирском тракте
Музей открыт в 2000 г. в старом здании школы, бывшем этапном пункте, расположенном на Сибирском тракте
Здание этапного пункта построено в 1837 г. рекрутами из близлежащих деревень. За годы существования здание ни разу не подвергалось капитальному ремонту и сохранилось благодаря тому, что в нём с 1900 г. было открыто двухклассное земское училище, до 1999 г. в здании располагалась Бачкеевская школа.
На сегодня музей «Этапный пункт» является культурно-историческим объектом экскурсионно-туристического маршрута «Сибирский тракт – дорога сквозь века».
Нам представилась уникальная возможность услышать историю создания великой дороги, отведать арестантскую кашу, померить одеяния каторжан и посидеть на нарах.
Удивительно, то ли старинная одежда, то ли заунывные арестантские песни бачкеевских бабушек подействовали, но мы словно на какой-то миг оказались в позапрошлом веке, прочувствовали горькую долю каторжан. Чувство сопричастности с историей ещё больше усилилось, после того как прошлись по комнатам музея. Кто-то посидел, кто-то полежал на огромных трёхэтажных нарах. Кто-то удивлялся громадному котлу, в котором варилась еда для арестантов, или столетним надписям на деревянных стенах, сделанными руками каторжан. Мне показалось, что в музее собрано достаточно много интересных экспонатов, связанных с историей Сибирского тракта.
« Медленно шли длинные тяжелые обозы с изделиями уральских заводов, ехали купцы с сибирскими и китайскими товарами, гнали табуны лошадей на запад, звеня бубенцами, проносились пары и тройки лихих ямщиков с пассажирами, пыля по дороге шли толпы каторжников, гонимые конвойными. Усталые, оборванные, голодные, звеня кандалами, медленно шли осужденные на каторжные работы в Сибирь. Иногда они пели унылые песни, за ними на телегах ехали до ближайшей станции больные, ослабшие, умершие…» - именно так начали свой рассказ наши экскурсоводы, показывая фотографии и различные экспозиции.
Данная экскурсия познакомила не только с историей края, но и с историей России
После посещения этого интересного места, мне и многим моим одноклассникам захотелось больше узнать об истории России, Удмуртии, потому что жить в родном краю и не знать его историю нельзя.
20 учащимся эта тема показалась интересной, они решили дальше изучать её; 3 человека решили все узнать про Сибирский тракт, потому что ещё мало знают о нём. 5 одноклассников считают, что данную тему нужно изучать, потому что важно знать историю своего города, своего государства. И только 1 человек решил, что ему не нужно знать историю России.
Заключение.
«Сибирский тракт» - уникальный историко-культурный памятник. Дорога, связывающая Европу с Азией. Эту дорогу не зря называют Государевой – она и вправду имеет государственное значение для страны. Да и прошел Большой Сибирский тракт через все государство, объединив самые разные народы и регионы России.
А жители Яра, Глазова, Балезино и множества других сел и деревень нашей республики издавна с полным правом говорят, что живут на Сибирском тракте. В Глазове не случайно есть улица Сибирская. А еще Сибирский тракт воспет в стихах народного поэта Удмуртии Олега Поскрёбышева. В его судьбе и творчестве именно эта старая дорога, с детства исхоженная им, сыграла важнейшую роль. Он и родился в деревне Бани, славной своими ямщиками и банями, что когда-то построили для «несчастных», шедших по этапу в Сибирь.
Дорога - один из символов России. Сибирский тракт - воплощение понятия "русская дорога". Дорога царей и каторжников, путешественников и поэтов. Она вместила в себя песни ямщиков и почтовые тройки… шумные ярмарки и этапные тюрьмы… просторы российских полей и суровость лесов.
Сибирский тракт - дорога, проходящая по всей территории России от Санкт-Петербурга до Охотска. Это самая длинная дорога в мире и памятник истории пяти веков.
Мне очень понравилась тема, которую я начала изучать, потому что я о многом узнала. В этом мне помогли краеведческий музей, архивные документы (из Балезинского архива), взрослые. В начале работы я задала себе вопрос – и в конце работы всё - же смогла ответить на него - у Сибирского тракта полноценная история.
Наша гипотеза оказалась верна – познакомившись с историей Сибирского тракта, мы лучше узнали историю России, нам ещё захотелось познакомиться с другими историческими событиями, памятниками культуры. Думаю, что полученные знания помогут мне в учебе.
.
.
Список использованных источников и литературы:
1) Край родниковый: Сост П. Ф. Куляшов и А. Г. Шкляев, М., 1984;
2) Во глубине сибирских руд…: А. И. Гессен, М., 1965;
3) Ресурсы Интернета.
4) По родному краю: Исторические и культурные достопримечательности Удмуртии. – Устинов: Удмуртия, 1987
5)Удмуртия навеки с Россией: Книга для чтения по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Ижевск: Удмуртия, 2008.