У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс;а вот у удмуртов главный сказочный герой - Лопшо Педунь. Так кто же он этот интересный персонаж? цель – узнать, кто он, этот балагур и весельчак, ловкий и сообразительный Лопшо Педунь. Задачи: приобрести опыт исследовательской деятельности; учиться находить полезную информацию; учиться работать с дополнительной литературой; прочитать больше удмуртских сказок про Лопшо Педунь; выяснить, был ли у него прототип; посетить с классом Игринский краеведческий музей, где можно познакомиться с историей рода Лопшо Педунь.
Ключевые слова: Лопшо Педунь, миф и реальность, удмуртские сказки, краеведение, образ, национальная культура.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 15»
Город Глазов Удмуртская Республика
Лопшо Педунь-кто он?
Выполнила
Симанова Мария, ученица 4 «Б» класса
МБОУ «СШ № 15» г. Глазова
Удмуртской Республики
Руководитель:
Караваева Наталья Петровна,
учитель начальных классов
2016 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……3
1. «Что за прелесть эти сказки!» …………………………………………….5
2. Лопшо Педунь – миф или реальность? …………………………………..7
3. А что знают школьники?................ ……………………………………….8
4. На родине Лопшо Педуня ………………………………………………..10
Заключение ………………………………………………………………………12
Список литературы ……………….……………………………………………..14
Введение
Любите ли вы читать сказки? А я очень люблю их читать.
Уверена, что в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки. Сказка является одним из самых популярных жанров детской литературы. Читая или слушая сказку, мы «путешествует» за тридевять земель, по далеким странам вместе с героями сказок, узнаем о жизни народов. Она развивает ум и фантазию. Ее меткий, точный, образный язык обогащает нашу речь. Чудеса и увлекательный сюжет занимают нашу фантазию, сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение. Мало того мы учимся мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Сказка доносит до нас понятия морали: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Одна из главных мыслей сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.
Особенно мне нравится читать народные сказки. У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс;а вот у удмуртов главный сказочный герой - Лопшо Педунь. Так кто же он этот интересный персонаж? Впервые взяв в руки книгу и прочитав его имя, я была в недоумении – очень странным оно мне показалось. Но когда я прочла несколько сказок, заинтересовалась.
Я поставила цель – узнать, кто он, этот балагур и весельчак, ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря.
Для достижения данной цели мною решались следующие задачи:
- формировать опыт исследовательской деятельности; учиться находить полезную информацию; учиться работать с дополнительной литературой;
- прочитать больше удмуртских сказок про Лопшо Педунь;
- выяснить, был ли у него прототип;
- посетить с классом Игринский краеведческий музей, где можно познакомиться с историей рода Лопшо Педунь;
- провести исследование среди учащихся класса, начальной школы.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, мной были использованы методы исследования:
- изучение литературы
- проведение статистического опроса, анкетирования одноклассников,
- анализ полученных сведений, обработка результатов.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования, основанная на предположении, что у этого сказочного персонажа был прототип. В своей работе я постараюсь ответить на вопрос - кто же он, Лопшо Педунь - миф или быль?
1. «Что за прелесть эти сказки!»
Изучив удмуртский сказочный репертуар, я сделала вывод о том, что репертуар удмуртского народа, так же как и русского народа, богат и разнообразен.
И все прочитанные мною удмуртские сказки я также поделила бы на следующие группы:
· сказки о животных
· волшебные сказки
· бытовые сказки
Но подробнее я хочу остановиться на бытовых сказках.
Тематика бытовых сказок отличается разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Это непременно Лопшо Педунь - главный сказочный герой удмуртов - сообразительный мужик, балагур и весельчак, ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря, потому что сам он был человеком труда. А в русских народных сказках это Иван-дурак.
Очень много сказок я прочитала про Лопшо Педуня. Его проделки остались как память о прошлых временах, как пример юмора удмуртского народа. Этот герой настолько полюбился читателю, что стал собирательным.
…Средь них, судьбою не обижен,
Живёт Лопшо Педунь - плут рыжий,
Слывёт он славным пастухом,
Но больше он не тем знаком.
Лукав Лопшо, как сто китайцев,
Хитрей лисы, шустрее зайца.
Хотя и ростом не большой,
Широкой славиться душой:
То жадину рублём проучит,
То драчуна публично взбучит,
И нет ни в чём ему беды,
Сухим выходит из воды.
В бытовых сказках удмуртского народа, так же как и русского, ловкие и хитрые герои, солдаты, работники, даже разбойники, одурачивают попов, купцов, вплоть до самого царя. Во всех них налицо противопоставление бедности и богатства, ума и самодовольной тупости, самоотверженной щедрости и алчной жадности. Бытовая сказка представляет собою обобщение жизненных явлений.
Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, - не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д. Новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она убеждает слушателей и читателей в несправедливости существующих общественных норм.
2. Лопшо Педунь – миф или реальность?
Прочитав достаточное количество сказок об этом главном герое, я часто думала о том, выдуман ли этот персонаж удмуртским народом, или он реальный исторический персонаж?
А когда мы с классом собрались в поездку в Игринский краеведческий музей и я узнала, что там можно познакомиться с историей рода Лопшо Педунь, я очень обрадовалась.
Оказалось, что наш веселый мудрец Лопшо Педунь родился в Игринском районе в незапамятные времена, молодо здравствует до сих пор и не собирается стареть в ближайшие столетия.
И все же кто он, Лопшо Педунь: миф или быль? Выясняется, что существовал вполне реальный прототип. Экскурсоводы краеведческого музея показали генеалогическое древо и объяснили, что на самом деле Лопшо Педунь – реальный исторический персонаж. Это – Федор Чирков, который родился в 1875 году в Игринском районе в деревне Левая Кушья. По-удмуртски Федор – это Педор (в удмуртском языке нет буквы «ф»), а в детстве его мама ласково называла Педунем. Прозвище Лопшо (с удмуртского: балагур, весельчак) Педуню дали односельчане за веселый и озорной нрав.
Вот о чем шла речь в одном разделе музейного маршрута. Став взрослым, он женился на красавице Одок, в крещении Феодосии. И познал однажды Педунь секрет счастья. Нашел он как-то на лесной тропинке листок древней священной удмуртской книги, на котором было написано: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя». По этому принципу он и стал жить. С тех пор любое дело спорилось в его руках, а среди земляков он прослыл источником неистощимого юмора, остроумия и житейской хитрости, за что народ прозвал его Лопшо (весельчак). Также во время этой экскурсии мы познакомились еще с одним его богатством – родословным древом, которое отражено в музее на огромном берестяном листе. Одок родила мужу трех сыновей и двух дочерей, у тех, в свою очередь, народилось 17 детей...
Род Федора Чиркова насчитывает более 300 потомков, многие из них до сих пор проживают в родовой деревне.
Обнаружила его (Лопшо Педуня) одна из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института. А сотрудники Игринского краеведческого музея продолжили эту работу, опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья К.А.Чирковой.
3. А что знают школьники?
Еще до поездки в Игринский краеведческий музей среди своих одноклассников было проведено анкетирование. Его цель была следующей – узнать, знакомо ли имя Лопшо Педунь ученикам нашего класса.
Анкета состояла из трех вопросов:
1. Знаете ли вы кто такой Лопшо Педунь?
2. Читали ли вы сказки про Лопшо Педунь?
3. Какова его внешность, на кого похож Лопшо Педунь?
На первый вопрос не все учащиеся ответили положительно.
- 18 человек знают, что это весёлый герой удмуртских сказок, при этом добавляя, что он развлекал народ, что он вешал людям лапшу на уши (поэтому у него такое имя);
- 3 ученика считают, что Лопшо Педунь – это удмуртский домовой;
- 2 ученика считают, что Лопшо Педунь – это герой русских народных сказок;
- 5 одноклассников не знают, кто такой Лопшо Педунь.
Анализируя ответы на второй вопрос анкеты, я узнала, что не все мои одноклассники читали сказки про Лопшо Педунь.
Ответы на третий вопрос были самыми разнообразными. Оказалось, что большинство моих одноклассников (19 человек) знают, что Лопшо Педунь – это человек-весельчак, который носит рубашку с поясом, шляпу, лапти. Но были и мнения, что наш герой похож на домового, на лешего, на старичка.
После поездки на родину Лопшо Педуня, почти все ученики нашего класса знают больше про этого персонажа.
Для того, чтобы выяснить знают ли ученики других классов кто такой Лопшо Педунь, мы решили провести опрос среди учащихся начальных классов нашей школы. Опрос проводился посредством анкетирования. В нем приняли участие 120 школьников младших классов (2, 3, 4 классы), они ответили на эти же самые вопросы.
Результаты анкетирования представлены в таблице:
Таблица 1
Знаете ли вы кто такой Лопшо Педунь?
Знают
Количество
Процент
- весёлый герой удмуртских сказок (балагур и весельчак)
43
36 %
- герой русских народных сказок,
сказочный герой
2 15
1,5 %
12,5 %
- дедушка
16
13 %
- леший, лесник
4
3 %
- удмуртский домовой
8
6,5 %
- дух Масленицы
1
0,8 %
- театральный человек
1
0,8 %
- удмуртский Дед Мороз
1
0,8 %
Не знают
29
24 %
Оказывается, что только третья часть школьников знают кто такой Лопшо Педунь. Именно об этом свидетельствуют результаты ответов на следующий вопрос.
Таблица 2
Читали ли вы сказки про Лопшо Педунь?
Читали
40
Не читали
80
Таблица 3
Какова его внешность, на кого похож Лопшо Педунь?
Знают
- человек-весельчак, который носит рубашку с поясом, шляпу, лапти, с бородой
16
- дедушка, старичок
19
- домовой, леший, гном, водяной
17
- похож на Ивана-дурака
6
- мальчик - чудак
3
- похож на Буратино, домовёнка Кузю, куклу
6
- другие ответы (похож на огородника, на лесника, на крестьянина, старика-богатыря, на деревенского музыканта, на бедняка и др. )
11
Не знают
56
В ходе проведённого анкетирования было выявлено, что учащиеся начальной школы мало читают сказок удмуртского народа, не знают главного сказочного героя удмуртов.
Кроме того, библиотекарь нашей школы Волкова Н. Ф. подтвердила наше предположение.
4. На родине Лопшо Педуня
Вот наступил день, когда мы с классом отправились в путешествие-экскурсию. Наш маршрут предусматривал посещение Игринского краеведческого музея, где мы познакомились с историей рода Лопшо Педуня, посещение Центра народного творчества с экскурсией по мастерским и мастер-классом по изготовлению из бересты удмуртского пестеря; Центра удмуртской культуры с развлекательной программой от самого Лопшо Педуня и дегустацией национальных блюд.
В краеведческом музее нас очень радушно встретили и мы сразу попали в необычную комнату. Там была представлена экспозиция «В гостях у Лопшо Педуня», и выставка «Такой разный Лопшо Педунь». Сотрудники Игринского краеведческого музея, опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья К.А.Чирковой, рассказали, что существовал вполне реальный прототип. Именно о нем и шла речь еще во многих разделах музейного маршрута. Его историю раскрыла и пересказывает теперь посетителям обряженная Лопшо Педунем старожил деревни Левая Кушья Игринского района, заслуженный работник культуры Удмуртии Капиталина Чиркова.
Мы узнали о происхождении этого интересного имени Лопшо Педунь, узнали о древней священной удмуртской книге и о словах, которые прочитал Лопшо Педунь: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя».
А главное его богатство, по мнению наших экскурсоводов, это - родословное древо, которое отражено в музее на огромном берестяном листе.
В Центре удмуртской культуры в деревне Сундур Игринского района сам Лопшо Педунь встретил нас театрализованной игровой программой. Подъезжая, мы увидели дом удмуртского старичка – самый обычный, таких на улице много. Но вот зашли в ворота и попали совсем в другой мир: маленькая банька, деревянный колодец, самодельные детские санки и большие сани. В центре дворика рыжий дед с гармонью весело встречает гостей. Помогают ему три бабы-веселушки.
Дети и взрослые с интересом включились в народные игры. Потом каждый «очистился», перепрыгнув через костер. И отправились в дом попробовать блюда национальной удмуртской кухни – перепечи с травяным чаем.
Заключение
До недавнего времени считалось, что Лопшо Педунь – это плод народного творчества удмуртов. Однако краеведы Игринского района выяснили – Лопшо Педунь жил на самом деле. И сейчас ему был бы 141 год. В свое время старичок прославился веселым нравом, коллекцией удмуртского фольклора и народными промыслами. Именно это узнали мы, путешествуя в гости к Лопшо Педуню.
В ходе своего исследования мы подтвердили гипотезу – действительно, у этого сказочного персонажа был прототип. В этом нам очень помогли люди, которые изучают, систематизируют весь собранный материал, а также доносят его до слушателей.
Лопшо Педунь – удмуртский парень.
Он балагур и весельчак.
Если окажетесь в Сундуре,
Побудьте у него в гостях.
По улице идите тихо –
Вдруг выбежит из-за ворот!
И тут же вас легко закружит
Весёлых шуток хоровод.
Расскажет байку или сказку.
С ним веселей на свете жить.
Лопшо Педунь – весёлый парень,
Давайте вместе с ним дружить!
Как отмечает один из экскурсоводов музея: «Мы показываем не самого Лопшо Педуня, а удмуртскую культуру через его образ».
Лопшо Педуня любят, пародируют и активно продвигают как Игринский бренд. В районном краеведческом музее есть уникальная экспозиция, которую не встретишь ни в одном другом музее мира – это зал, посвященный Лопшо Педуню, а также разработана театрализованная программа «Игра в Игре с Лопшо Педунем» (филиал музея - Центр удмуртской культуры в д. Сундур).
В процессе работы над исследованием я приобрела опыт исследовательской деятельности; училась находить полезную информацию; работать с дополнительной литературой
Проделанная работа помогла мне, а также моим одноклассникам, овладеть новыми знаниями по литературе, краеведению.
В рамках этой исследовательской работы, изучив удмуртские сказки, я сделала вывод, что удмуртский народ имеет такие нравственные ценности, как любовь к Родине, трудолюбие, любовь к своим близким.
А сами сказки, вместе с их персонажами помогают нам лучше оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей, воспитывают в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность.
Список литературы:
1. Зуева Т.В. «Русский фольклор». Москва, «Флинта», 1998г.